Достояние республики, или Неуловимая "Шайтан-баржа"
28 февраля 2008 года

Все ступали на корабль...
"ВК" писала об этом громком уголовном деле, которое расследует Главное следственное управление МВД по РТ, 8 декабря прошлого года ("Казанский бизнесмен арестован за круизный лайнер для Путина"). Напомним, согласно материалам дела, в 2002 году директору ООО "Файда" Загиру Исрафилову было выделено из бюджета более 400 миллионов рублей на строительство офисного центра на улице Гривка, но коммерсант потратил деньги на покупку уникального круизного судна. Правда, судовладелец утверждает, что не виновен, что сам стал жертвой мошенников. Однако предполагаемые сообщники Исрафилова пока фигурируют в деле как неустановленные лица.

В 2003 году купленный за границей теплоход, получив гордое название "Казань", был любезно предоставлен его владельцем для проведения различных конференций и форумов государственной важности. На борту этого плавучего пятизвездочного отеля проходило заседание Президиума Госсовета РФ под председательством Путина, а представители татарстанской номенклатурной элиты под руководством тогдашнего мэра Казани Камиля Исхакова с комфортом путешествовали из Петербурга в Иран по этапам "Великого Волжского пути". И никому даже в голову не пришло поинтересоваться, откуда у простого гендиректора небогатой казанской фирмы средства на покупку такого уровня теплохода, или хотя бы спросить, за чей счет банкет на его борту. "Аполитично рассуждаешь!" - ответил бы на такой неделикатный вопрос товарищ Саахов. Наоборот, все официальные СМИ наперебой расхваливали патриотический поступок скромного казанского бизнесмена, пожелавшего остаться неизвестным.

...А кораблик оказался из газеты вчерашней
Историей приобретения круизного лайнера "Казань" правоохранительные органы Татарстана заинтересовались только в прошлом году. В сентябре Исрафилов был задержан по подозрению в крупном мошенничестве и арестован. А в ноябре Вахитовский райсуд наложил арест и на судно, которое тогда под патронажем Санкт-Петербургской группы компаний ALIEN и INFLOT TRAVEL ходило в мини-круизы по маршруту Санкт-Петербург - Валаам.

Причем за каюту-люкс представительского класса пассажиры выкладывали от 28 до 35 тысяч рублей в день, первый класс обходился дешевле - около 10 тысяч с человека в сутки. Кают более дешевого класса на теплоходе "Казань" просто нет. В общем, как поется в песне, "снимите и продайте последнюю рубашку и купите билет на пароход!". Правда, ответ на вопрос, куда уходила прибыль от эксплуатации лайнера, остался за рамками следствия. Зато выяснилось, что владелец "Казани" за три года успел влезть в долги и заложил теплоход в дочернем Альфа-Банку Амстердамском Торговом банке (АТБ) в качестве обеспечения по ипотечному кредиту, взятому, чтобы покрыть убытки.

На вопрос "ВК" о дальнейшей судьбе заложенного и арестованного теплохода в ГСУ МВД ответили, дескать, тайна следствия. Только разве такое шило, как суперлайнер "Казань", в мешке утаишь! Как стало известно "ВК" из неофициальных источников, гордость татарстанского флота с 5 декабря стоит на приколе в Таллинском порту Paljassaare у 36-го причала.

"Не ожидал "Казань" там увидеть", - сказал корреспонденту "ВК" в телефонном разговоре житель Санкт-Петербурга (он просил не называть его данных), который случайно оказался в столице Эстонии. Не поверив глазам своим, он на всякий случай запечатлел стоящую в иностранном порту "Казань" на фото и выложил его в Интернет. По словам автора фото, этот теплоход - настолько уникальное явление для нашего пассажирского флота, что дальнейшая его судьба волнует петербуржцев: "У нас ходили слухи, что лайнер проведет зиму в Калининграде, и вдруг он "всплывает" в Таллине!".

Как вы лодку назовете
Появление гордости татарстанского флота в иностранном порту оживленно обсуждают и в Интернете - на форумах сайтов, посвященных судоходству в России. "Практически корабль-призрак, - констатирует блоггер из Северной Пальмиры под ником Belgar. - Как исчезает, так и появляется неожиданно". "А "Казань"-то, может, ту-ту? - тревожится a.bukovski из Москвы. - Зимний отстой за границей? В России, наверное, дешевле". "В России, может, и дешевле, а в Таллине теплее... - предполагает Boris из Нижнего Новгорода. - "Казань" строилась не для России, а для теплой Италии и к нашим зимам не приспособлена". "Может, ее туда продали?" - приходит крамольная мысль в голову RK3DIA из Сергиева Посада. "Ну коооомууу ооонааа нууужнааа в Ээээстооониии, - выплескивает через край свои эмоции все тот же Belgar и осторожно предполагает: - Видимо, просто убрали с глаз подальше на время".

Кстати, сколько у блоггеров версий о судьбе "Казани", столько и прозвищ для нее. Самые распространенные: "Банкетоход", "Копченый зад" и "Шайтан-баржа". Правда, и "Казань" теперь звучит не очень-то обнадеживающе - если вспомнить судьбу "предков" теплохода.

"Дедушка" - русский пароход Добровольного флота "Казань", захваченный в 1905-м японцами в плен в Порт-Артуре и переделанный в плавучий консервный завод "Касаро-Мару", затонул в Охотском море у побережья Камчатки в августе 1945-го в результате повреждений, полученных при бомбардировке советскими гидросамолетами.

"Папа" нынешней "Казани", одноименный двухпалубный теплоход, который бойко ходил по рекам России в 80 - 90-е годы прошлого века, получил повреждение во время зимней стоянки и, будучи брошенным в затоне Москва-реки, сначала загорелся, а потом благополучно затонул. Да и в биографии нынешней "Казани" немало темных пятен. Построенный на верфях мафиозной Сицилии в 1999 году лайнер, по слухам, долгое время служил плавучим борделем.

Прощай, любимый город!
Оказалось, неспроста в Санкт-Петербурге ходили слухи, что "Казань" должна стоять в Калининграде. Как удалось выяснить корреспонденту "ВК" из неофициальных источников, в конце декабря прошлого года, когда теплоход стоял в порту Санкт-Петербурга, на его борт поднялись двое гонцов из Татарстана: оперативник УБЭП и следователь ГСУ. Предъявив командиру экипажа постановление Вахитовского суда об аресте судна, следователь вынужден был взять на ответхранение этот плавучий пятизвездочный отель стоимостью 400 миллионов рублей и потребовать отдать концы и следовать курсом на Калининград.

По одной из непроверенных версий, в последний рейс "Казань" отправили, чтобы продать, а деньги вернуть государству, а по другой - чтобы, пока суд да дело, арестованный лайнер не был раздавлен льдами холодного Финского залива, как его "папа" на Москва-реке. Но пока "Казань" по пути в теплый Калининградский порт бороздила просторы Балтийского моря, эстонские власти заподозрили лайнер в экологических нарушениях и задержали. Правда, есть и другая версия: что у лайнера якобы забарахлил двигатель и ему пришлось встать в Эстонии на ремонт.

Впрочем, сейчас не так страшны версии появления "Казани" в Таллине, как будущий счет за длительную стоянку в иностранном порту. По самым скромным расценкам, такая роскошь должна влететь владельцу судна как минимум в несколько десятков тысяч евро в сутки! К тому же, после того как судно прибило к чужому берегу, руководство татарстанского МВД отозвало следователя и оперативника на родину по причине отсутствия в казне ведомства валюты на продление зарубежной командировки. Так что гордость татарстанского флота остался на чужбине в полном одиночестве, а следователь, по слухам, за свой в общем-то мужественный поступок получил нагоняй от начальства.

Последний круиз наступает?
Теперь (опять-таки по неофициальной информации) на суперлайнер "Казань" претендуют сразу несколько юридических лиц. Во-первых, это, конечно, арестованный Исрафилов. Но он, говорят, не согласен платить по счетам таллинских властей и АТБ, сидя в СИЗО. Зато согласен помочь властям Казани вернуть "блудную дочь" в родной порт, если его, Исрафилова, отпустят под подписку о невыезде. Однако освободить арестанта под подписку следствие не решается. Во-вторых, к суперлайнеру "Казань", говорят, проявляют интерес его арендаторы: бывший российский подданный - глава лондонской управляющей компании, зарегистрированной в Сент-Винсенте и Гренадинах, и его сын, возглавлявший питерское ООО "Си Менеджмент СПб", которые на правах генподрядчиков занимались эксплуатацией "Казани" в России. И, в-третьих, на лайнер, естественно, до сих пор претендует Амстердамский Торговый банк. Хотя, случись что, в этой очереди крайним, в самом плохом смысле слова, может оказаться тот самый следователь, которому поручили перегнать арестованное судно в Калининградский порт. Ведь даже 20 миллионов евро страховки вряд ли хватит на оплату всех счетов.

По слухам, голландский банк уже официально заявил свои права на арестованный казанским судом теплоход. Так что, похоже, 400 миллионов бюджетных рублей, украденных у 1000-летней Казани, уплыли навсегда. А гордость татарстанского флота впору снова переименовывать. Например, в "Летучего Голландца". Хотя бы потому, что никто не знает, в каком иностранном порту и в каком качестве он "всплывет" завтра.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"